Торги на проектирование и изыскания: разделяй – и работай!

В текущее время около 93% всего объема инженерных изысканий при закупках в рамках контрактной системы врубаются в состав проектно-изыскательских работ (ПИР) или торгуются как часть одного строительного договора.

По данным с веб-сайта исключительно в четвертом квартале 2014 года в рамках контрактной системы Русской Федерации на проведение проектно-изыскательских работ было расположено 162 лота на общую сумму 1,9 миллиардов. рублей.

По воззрению профессионалов Ассоциации «Государственный Альянс Изыскателей» объединение инженерных изысканий и проектных работ в один проект приводит к системному нарушению законодательства о конкуренции и ущемлению интересов изыскательских организаций.

Сложилась практика, что в конкурсах на проектно-изыскательские работы могут учавствовать организации, имеющие сходу два допуска СРО - на подготовку проектной документации и на инженерные изыскания. Также, в согласовании с частью 5.2. статьи 48 Градостроительного кодекса РФ может быть заключение контракта о подготовке проектной документации с заданием на выполнение инженерных изысканий, в данном случае подрядчик также производит компанию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

При таком объединении проектных работ и работ по инженерным изысканиям в один лот, предметом договора будет конкретно подготовка проектной документации объекта с подготовительным проведением инженерных изысканий. Практически, при сложившейся ситуации, организации, осуществляющие изыскательские работы, на сто процентов исключаются из возможных участников конкурса, ведь владея допуском СРО на проведение инженерных изысканий, они не имеют допуска на проектирование.

Предстоящий анализ торгов, прошедших исключительно в 4 квартале 2014 года, на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации указывает, что объединение 2-ух видов работ в единую закупку приводит к ограничению конкуренции и понижению эффективности при расходовании экономных средств.

Анализ указывает, что в конкурсах, где проектные и изыскательские работы были объединены, начальная сумма всех договоров после проведения торгов уменьшилась на 6 %, а среднее количество участников составило 2,4. Количество закупок у единственного поставщика достигнуло 14,8 % от общего числа закупок.
Напротив, в случаях, когда инженерные изыскания торговались раздельно, совокупное понижение начальной суммы договоров достигнуло 17,68 % (втрое больше!), среднее количество участников торгов возросло до 5 (вдвое), а количество закупок у одного поставщика снизилось до 7,4 % (вдвое).

Обычный анализ реестров организаций, имеющих действующий допуск на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации указывает, что из практически 10 тыс. изыскательских организаций 29% имеют допуск и на проектирование, а из 40 тыс. проектных только 12% - на изыскания.

По воззрению профессионалов Ассоциации, наличие 2-ух видов допусков у изыскательских организаций часто вызвано конкретно необходимостью участвовать в торгах на воплощение проектно-изыскательских работ. А наименьший процент проектных организаций, имеющих допуски на изыскания, гласит о том, что, почти всегда работы по инженерным изысканиям проектные компании отдают на субподряд.

Такая ситуация содействует развитию рынка фиктивных допусков, порождает создание и обеспечивает благоденствие «коммерческих» саморегулируемых организаций и наращивает непроизводственные расходы компаний на получение и «поддержание» допусков на оба вида работ.

А когда около 70% организаций в изыскательской отрасли являются обычными представителями микробизнеса с годичный выручкой наименее 120 млн. рублей, денежные издержки на обеспечение допусков на оба вида работ оказываются для их значимым препятствием для роли в торгах.

В согласовании со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок продуктов, работ, услуг для обеспечения муниципальных и городских нужд» (дальше - Закон о контрактной системе) воспрещается совершение всех действий, которые приводят к ограничению конкуренции, а именно к безосновательному ограничению числа участников закупок. Этот принцип подтверждает и Закон 223-ФЗ «О закупках продуктов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в согласовании с пт 2 части 1 статьи 3 которого при закупке продуктов, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и безосновательных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» (дальше – Закон о защите конкуренции) предвидено, что при проведении торгов воспрещаются деяния, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции. Частью 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции уточняется, что воспрещается ограничение конкуренции методом включения в состав лотов продуктов, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с продуктами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений».

По воззрению Ассоциации «Государственный Альянс Изыскателей», объединение изыскательских и проектных работ в один лот нарушает антимонопольное, также регулирующее закупочную деятельность законодательство (а именно противоречит требованиям ч.1, ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, п.2 ч.1. ст. 3 Закона «О закупках отдельными видами юридических лиц») на последующих основаниях:

1.Выполнение работ по инженерным изысканиям и разработка проектной документации являются самостоятельными видами работ, так как различны по собственной специфике, способам выполнения, нужным трудовым и техническим ресурсам; производятся разными спецами; по-разному также оформляется и итог работ.

2.Работы, связанные раздельно с изысканиями и раздельно с проектированием представляются на различных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг возможных участников размещения заказа, готовых выполнить обозначенные работы. (Постановление 5-ого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 N 05АП-1849/2014 по делу N А59-4580/2013; Постановление ФАС Дальневосточного окрестность от 11.07.2014 N Ф03-2527/2014 по делу N А59-4580/2013). По воззрению суда, спец в области инженерных изысканий не может создать проектную документацию, аналогично, проектировщик не может выполнить работы по инженерным изысканиям.

3.Как указывает судебная практика,(в том числе и Верховный трибунал)технологическая и многофункциональная связь проектных работ и работ по инженерным изысканиям не установлена. Отсутствие технологической связи подтверждается тем, что при выполнении данных работ употребляются технологии присущие каждой из данных видов деятельности раздельно, они различны по собственной специфике, продукту работ, и не связаны временем выполнения. В согласовании с определением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2014 г. N 303-КГ14-3348 необходимость объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий должна быть подтверждена заказчиком работ (услуг).

Данная позиция отыскала свое доказательство в решениях антимонопольных органов и сложившейся практике арбитражных судов различной инстанции, включая решение ВАС.
Естественно, с технологической и экономической точки зрения разделение закупок на проектно-изыскательские работы в неких случаях не является хорошим решением. Но в подавляющем большинстве случаев, сложившаяся в процессе закупочной деятельности практика приводит к ущемлению изыскательского сектора строительной отрасли, ограничению доступа изыскателей к объемам работ. Косвенно ведет к безосновательному демпингу, понижению свойства изыскательских работ, вымыванию кадров и общей деградации изыскательской отрасли. Это самым плачевным образом отражается на качестве принимаемых градостроительных решений, безопасности при строительстве и эксплуатации объектов серьезного строительства, включая особо небезопасные и технологически сложные.

Для справки:
В согласовании с ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Русской Федерации виды работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, которые влияют на безопасность объектов серьезного строительства, должны производиться только персональными бизнесменами либо юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В согласовании с Списком видов работ, которые влияют на безопасность объектов серьезного строительства (утвержденприказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624) для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации также требуется получение различных свидетельств о допуске к работам, выданных различными саморегулируемыми организациями. Получению каждого из свидетельств сопутствует соблюдение разных требований и критерий, что также просит наличие различных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).

Корзина, 32х12.5х18см , цвет хром

Корзина размером 32х12,5х18 см решит делему кавардака в ванной комнате. Флаконы с шампунем либо водянистым мылом, тюбики с кремом, косметику, мочалки и нередко применяемые вещи комфортно хранить в одном месте, чтоб все нужное было под рукою.